Написать автору


  Вологодская фиваида
  Реконьская Пустынь
  Шеломля (Архангельская)
  Рускеала и Сортавала
  Ладожский архипелаг
  От И.Муромца до Есенина
  Вятский край
  Из Боровска в Козельск
  Выше в Европе нет
  Кенозерье
  Ленинградская область
  В поисках Утешения
  От Селигера до Торопца
 
Велопоход по Карелии
 
Заонежье
  Яшезерская кругосветка
  Псковская трехдневка
  Вокруг Порхова
  От Галича на Север
  Рдейское болото
 


30.04.02

22-00 - отъезд на Петрозаводском автобусе с автовокзала Обводного канала. В связи с предстоящим праздником желающих навестить родичей больше, чем мест в автобусе, поэтому на моём плече лежала одна пьяная голова из стоящих на проходе салона, а в ногах - другая (уже не способная стоять после возлияний на работе или ещё где-нибудь). Поспать не удалось.

01.05.02

Покровская церковь06-05 - вышел в районном центре Пряжа на берегу красивого Пряженского озера. В старину здесь стоял крест, принесённый из Киева. В1762г. здесь была поставлена первая церковь во имя Покрова, а в 1851г. выстроена новая, не сохранившаяся. И вот совсем недавно с помощью финнов установлена современная Покровская церковь. Рядом расположен памятник Герою СССР - Марии Мелентьевой, а в самом посёлке сохранились ладно срубленные, старинные деревянные избы, украшенные резьбой.

Проехав по посёлку на юг, сворачиваю на запад и по хорошей асфальтированной дороге пересекаю живописную разливанную Святреку. Святрека
07-40 Через 4 км появляется на высоком холме дер. Маньги симпатичная часовня, совсем не похожая на карельские, которые в плане прямоугольные, а здесь явно видны разновеликие объёмы главной клети часовни и трапезной, что свидетельствует о русском стиле. Возможно, судя по размерам, это была церковь, со временем упразднённая в результате обнищания населения. Интересно отметить, что необыкновенный орнамент старых тябел этой часовни использовался при реконструкции иконостаса в кижской Покровской церкви.
Часовня Дер. Маньга
Дер. Маньга Деревенские дома несмотря на некоторое однообразие как в архитектурном, так и в цветовом отношении поражают воображение благодаря своему возрасту и ландшафту. Стоит чуть отойти в сторону и вид деревни уже другой, это впечатление усиливается благодаря характерным особенностям большого свеса крыши над фасадом. Направляясь дальше на з-ю-з, оглянемся на Маньгу, чтобы ещё раз насладиться очарованием карельского деревенского пейзажа, в который очень гармонично и тонко вписался церковный мотив. Через пару км сворачиваю на грунтовую дорогу, которая ещё через пару км превращается в бугристую кашу из песка и глины, но этот дискомфорт компенсируется встречей с Варваринской часовней в Коккойле.
Варваринская часовня
09-20 По сравнению с 1972г. часовня выглядит получше, но покосившаяся главка на крыльце, подгнившие нижние венцы и худая крыша требуют срочного ремонта. Этот шедевр карельского зодчества органично вписал в окружающую природу 3 главки в виде еловых шишечек, подчёркивая и утверждая неотъемлемую связь с ней.




Варваринская часовня Варваринская часовня

В окрестностях лежит так много снега, что моя попытка пройти каких-то 2 км. до Каскеснаволока не удалась. Оставив через 300м велосипед на дороге, попробовал дойти пешком, но быстро набрав в ботинки снега вынужден был вернуться назад. Вторая неудача последовала сразу за первой: вернувшись в Коккойлу я решил срезать путь, проехав его по лесным дорогам на в-ю-в до Святозера. Сначала всё шло хорошо, правда в затенённых местах приходилось слезать с байка и идти по вязкому снегу пешком, но через 5км вынужден вернуться, т.к. лесовозы разбили дороги и мосты и дальше даже лежнёвка не помогла. Настолько глухие места, что зайцы и лисицы подпускали к себе так близко, как-будто надсмехались надо мной.

13-00 Итак, потеряв много сил и 3 часа времени, я вернулся в Маньгу, где вымыл ботинки, а заодно и ноги, перекусил и поехал дальше. р. Маньга
15-20 Святозеро, несмотря на благостное название не представляет из себя ничего интересного кроме предания о Петре 1, который посетив эти места, на Святом острове пытался срубить ёлку, но она не поддавалась ему и он даже занемог после этого. Сегодня от этой Святой рощи почти ничего не осталось, кроме двух елей.

16-50 Чёрная Речка - маленькая деревня на берегу озера Мяйнтагайне, ничего интересного, попил из колодца и поехал дальше.

17-40 поворот к Вяжеозёрскому монастырю, дальше асфальта нет. Никифоровская пустынь Дорога изобилует крутыми подъёмами и спусками, зыбучими песками, поэтому добрался только в 19-00 Никифоровская пустынь основана в 16 веке учениками Александра Свирского – преп. Геннадием и Никифором. Долгое время там стояло два деревянных храма – Преображения и Благовещения. В 1858г. освящён новый каменный храм Во имя Всех Святых, где под спудом покоятся основатели монастыря. К началу XX века его обнесли каменной оградой. При содействии Иоанна Кронштадтского восстановлен после сильного пожара деревянный храм Преображения и построен надвратный Иоанна Рыльского, который сейчас возрождается вновь.

Сегодня на месте святого источника восстановлена часовня.
Часовня Часовня

Там, где порушили братское кладбище, тоже возведена часовня.
Часовня

На другой стороне озера находится строгий скит с храмом воронежского чудотворца святого Митрофана. В 1917 г. монастырь прекратил своё существование, в 1935 г. он подвёргся разорению, а на его территории началось строительство Интерпосёлка (в Преображенском храме оборудовали спортзал, а в Святодуховском – клуб). После 1945 г.расположились психиатрическая больница и колония для несовершеннолетних преступников. В 1992 г. возрождён как женский монастырь, но недавно туда снова вернулись монахи, а те послушницы, что полюбили эти места, остались в бараках недалеко от обители и совершают богослужения, как прежде.
Интерпосёлок
Первую ночь я провёл у местного жителя лет сорока пяти, который нигде не работает, а промышляет охотой, рыбалкой и заготовкой ягод и грибов.

02.05.02

07-50 выехал из Интерпосёлка.
08-50 вышел на асфальтированную дорогу.
09-05 Лумбозеро.
10-05 Торосозеро.
10-45 Ковера.
11-30 Новинка, скромный погост и часовня Архангела Михаила. Часовня Архангела Михаила
Дальше поехал вдоль озера Новинского по грунтовой дороге и не пожалел, так как в 12-00 на окраине Пертисельги на высоком холме в зарослях старых деревьев я нашёл уютную часовенку Георгия Победоносца. Местные жители пришли смести листья с колокольни и прибраться внутри её. Мне повезло увидеть интерьер простой и скромный, где не было старинных икон, но дух благолепия витал и мирроточивый поклонный крест усиливал это ощущение.


Часовня Георгия Победоносца Часовня Георгия Победоносца
12-50 в Нурмолицах построена недавно еврочасовня без окон со стеклянной крышей.

14-15 приехал в Верховье, где переправившись по висячему мосту на другой берег р. Олонки увидел погост. Встретил отца Ивана, который только благодаря своей настойчивости и сметке построил храм-часовню Иоанна Предтечи и поклонный крест.
р. Олонка Погост
Берегом реки Олонки, вдоль которой попадались красивые старые деревянные дома с балконами и украшенные резьбой, доехал до Олонца, что означает - низина, т. к. действительно вся местность лежит во впадине.

15-20 Долго кружил по городу, который растянулся на 30 км, пока в парке на живописном острове при слиянии Мегреги с Олонкой не обнаружил неказистую церковь Смоленской божьей матери.
Церковь Смоленской божьей матери
В 80-х годах XIX века в городе было шесть храмов, в основном – деревянные с шатровыми и луковичными куполами, крытыми шечуйчатым гонтом и с галереечатыми колокольнями. Чтобы иметь хоть какое-то представление о них пришлось сделать крюк и поехать на запад, на кладбище в Кунелицах.

16-05 Деревянная пятиглавая кладбищенская церковь Успения особенно ничем не поражает. Приятно видеть ухоженное кладбище с сохранившимся типом старообрядческих намогильных крестов карельского типа с островерхой крышей домиком и остатками литых иконок в них. Церковь Успения

16-20 развернувшись назад и проехав центр, свернул на юг, где на окраине города появился современный костёл.
Костёл

Дальше дорога петляет вдоль Мегреги, ехать легко и весело, потому что справа – река, слева дома всех стилей и эпох; одни поражают ветхостью, другие непривычным современным модерном в соседстве с убогостью. В Европе такого не встречал, но в этом есть какое-то очарование.

16-55 эти шедевры я увидел в районе дер. Юргелицы:
дер. Юргелицы дер. Юргелицы
17-45 в деревне Мегрега долго расспрашивал местных жителей, где находится их церковь, пока не нашёл её на другом берегу за деревней на кладбище по дороге на Лодейное Поле. После падения г. Корелы (Приозерска) в 1611 г. Олонец и окрестности приняли на себя всю тяжесть интервенции со стороны литовцев и шведов. По случаю сражения с литовцами на обеих окраинах села стояли памятные кресты, возобновлённые в 1883 г., но не дожившие до наших дней. Тела павших погребены в огромной братской могиле, растянувшейся на 50 шагов от деревни в сторону кладбища. В память о битве с литовцами в 1613 г. выстроена церковь Флора и Лавра. Эта деревянная церковь построена на " каменное дело" , т. е. по образцу каменного храма. Особенностью её является восьмискатное покрытие, характерное для новгородско-псковских каменных церквей XIV-XV веков. Церковь очень гармонична как по своим пропорциям, так и по местоположению. Раньше этот эффект усиливался бревенчатой оградой и святыми воротами с навесом над резными столбами и будкой внутри, которые, к сожалению, не сохранились.
Церковь Флора и Лавра Церковь Флора и Лавра
На обратном пути интересное каменное сооружение в центре села привлекает внимание. Возможно, это была церковь, но время поджимает, ещё не знаю, где придётся ночевать, а уже 17-55. Церковь
19-00 проезжаю Куйтежу – богатое село с добротными домами.

19-40 Речная Сельга – симпатичная деревня на холмах по берегам кривой реки Мегреги.
Река Мегрега
Через пол-часа приехал в дер. Мегрозеро, где присмотрел сеновал для сна в заколоченном карельском доме. Перед этим попил чаю с гостеприимными соседями, которые оказались питерскими дачниками-пенсионерами, уехавшими сюда на всё лето.

03.05.02

07-15 позавтракал и поехал дальше на восток, дорога тяжёлая , сельги всё чаще и всё круче, утром свежо(около 0 градусов), так что руки зябли, а перчатки не взял. Через час разогрелся и даже снял куртку и свитер.

08-40 Михайловское, на окраине которого в лесу кладбище и много снега.
Кладбище в Михайловском
09-50 Усланка, появился асфальт, река Свирь как на ладони, стало быть я пересёк границу и оказался в Ленинградской области.

10-20 Важины – знаменитый погост в излучине р. Важинки (в переводе - самка северного оленя) – первое новгородское поселение на Свири. Это был важный перевалочный пункт на торговом пути Севера Руси, где кроме русского "купетцкого наволока" существовал "неметцкий" для иностранных купцов. Гордостью погоста является несомненно десятигранная столпообразная Церковь Воскресения. Это третья церковь, построенная на этом месте. Первая была возведена в сентябре 1630 г., а после последнего поновления облик искажён корабельной формой в результате строительства новой зимней церкви, которая соединила десятирик с колокольней, а также замена шатров на купола, что сильно исказило пропорции. В добавок фасады обшили тёсом, но несмотря на это ансамбль очень привлекателен.
Церковь Воскресения Церковь Воскресения
В летней десятигранной церкви сохранился интересный многоярусный резной иконостас, всё дышит стариной и уютом, поэтому войдя вовнутрь проникаешься особым ощущением покоя и блаженного комфорта. Сам ансамбль претерпел изменения, т. к. ещё в середине XIX века он состоял из одноглавой шатровой церкви Воскресения, семиглавой церкви Богоявления и отдельно стоявшей колокольни. Если переехать на другой берег Важинки и немного вниз по течению, то со стороны д. Курпово открывается неплохой вид на погост.
Церковь Воскресения
Уже 11-15, пора дальше ехать, сначала плохой асфальт, затем (через 7.5 км) – никакой, пошла грунтовая дорога и моя точка приземления скоро это почувствовала.

12-15 д. Коягино.

12-35 Согинский погост очаровал тем, Согинский погост что стоит на берегу быстрой Важинки при слиянии с Каскоручьём и очень эффектно смотрится на фоне старых серых изб и кучки стариков, ждущих второй час автолавку с хлебом.
Высокая Никольская церковь построена в 1696 г. и представляет из себя сложную композицию из восьмигранной церкви с двумя прирубами - алтарём и притвором и шатровой колокольни, соединённых между собой папертью. Хотя высота церкви более 32 м. выглядит она лёгким сооружением, благодаря резным и фигурным украшениям. Особенно нарядно смотрится повал, увенчанный поясом из фронтончиков, расположенных попарно над каждой гранью.
Церковь Пророка Ильи Колокольня в стиле "шестерик на четверике" - единственная сохранившаяся в Ленинградской области такого типа и это один из первых случаев объединения колокольни с церковью. Четырёхскатная церковь Пророка Ильи, выходящая на улицу, ничем не удивляет, но гармонична в этом ансамбле и как-бы защищает от шума и пыли Никольскую, которой кстати требуется срочный ремонт – много гнилых брёвен.
14-05 Заозерье на берегу оз. Вачозеро представляет из себя небольшую деревушку, у которой на холме стоит симпатичная часовня клетского типа, над которой возвышается куполочек и восьмигранная шатровая звонничка.
Часовня
Отдохнув и перекусив корюшкой, поехал дальше, проехал узкоколейку времён развивающего социализма.
Узкоколейка
пересёк железную дорогу и в 15-40 оказался в Токарях, где на холме похоже стояла часовня, а сегодня - несколько могил и ЛЭП, проходящая прямо по территории погоста

16-10 деревня Посад удивила очень ажурной часовней в очень северном и нарядном стиле.






Часовня в Посаде Часовня в Посаде
17-00 Волостной Наволок на берегу Пидьмозера Церкви Покрова и Власия открывает с ближнего холма приятный вид на погост, рядом с которым в протоке, соединяющей это озеро с Мудозером местные жители ловили на удочку мелкую рыбёшку. Здесь сохранились 2 церкви – Покрова и Власия. Церковь Покрова Богородицы построена в 1783 г. и представляет собой единый комплекс из соединённых притвором клетской церкви и шатровой колокольни с удачно подобранными пропорциями. Рядом стоит зимняя церковь Власия, построенная в первой половине XIX века. Силуэтная композиция очень интересна и выполнена с большим вкусом. Обе церкви в XIX веке были обшиты тёсом, при этом под обшивкой оказались интересные детали.

Сегодня унылый вид церквей призывает к срочной их реставрации. 17-35 Пелдуши.

18-25 Мятусово, наконец-то появился асфальт, свернул направо.

19-00 Яковлевское - огромное садоводство на берегу оз Сидозеро, долго искал то, что на карте обозначено крестом. Всё-таки нашёл, но на авто там не проехать.

Яковлевское
20-00 в конце концов не зря искал, т. к. нашёл на берегу озера церковь Елисея Угодника, хоть и в плачевном состоянии, но очень презентабельная
Церковь Елисея Угодника
Чтобы увидеть её вблизи, пришлось сделать приличный крюк, но зато рядом с ней прямо на берегу стояла бесхозная банька, в которую на полог я натаскал сена и прекрасно переночевал.
Церковь Елисея Угодника

04.05.02

07-15 позавтракал и пошёл на северо-запад, дошёл до железной дороги и пару километров шёл неудобно по шпалам, т. к. рядом не было даже тропы.

08-25 железнодорожная станция Челма, у местных узнал по какой тропе можно добраться до Ефремовской, где на карте тоже обозначен крест, но, к сожалению, когда я дошёл до деревни, в ней живёт только одна семья и то только летом, а от церкви остались развалины.

Церковь в Ефремовском Церковь в Ефремовском
10-36 садоводство Яковлевское.
11-15 Хевроньино, но молока у местных не допросился.
12-10 Подпорожье, немного покрутил, пока не сообразил, что моста через Свирь нет, а проезжать на другой берег нужно по плотине ГЭС.
13-00 выехал на автобусе в Питер и вечером был дома...